Необслуживаемый аккумулятор кажется устройством, которое невозможно починить или восстановить. Однако при определенной настойчивости и соблюдении мер безопасности можно продлить его срок службы. Ниже описан пошаговый процесс восстановления.
Устройство необслуживаемого аккумулятора
Необслуживаемый аккумулятор состоит из шести банок, каждая из которых имеет напряжение около 2 вольт. Они соединены последовательно и помещены в герметичный корпус из пластика или эбонита. Внутри каждой банки находятся:
- Положительные и отрицательные пластины, изготовленные из свинца или его соединений.
- Электролит, представляющий собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды.
- Сепараторы, предотвращающие контакт пластин друг с другом.
С течением времени уровень электролита уменьшается, а его плотность меняется. Это приводит к снижению емкости аккумулятора.
Когда требуется восстановление
Необслуживаемый аккумулятор нуждается в восстановлении, если:
- Снижен уровень заряда, и батарея разряжается слишком быстро.
- Автомобиль плохо запускается или не запускается вовсе.
- Плотность электролита в банках неоднородна (определяется ареометром).
- Корпус аккумулятора визуально не поврежден.
Если пластины внутри осыпались или одна из банок замкнула, восстановление невозможно.
Подготовка к восстановлению
Инструменты:
- Шило или острый инструмент.
- Шприц с длинной иглой (40-50 мм).
- Дистиллированная вода.
- Герметик.
- Зарядное устройство.
Меры предосторожности:
- Работайте в защитных перчатках, очках и в хорошо проветриваемом помещении.
- Избегайте контакта электролита с кожей и глазами.
- Держите под рукой емкость для сбора электролита.
Этапы восстановления
1. Осмотр аккумулятора
- Удалите верхнюю наклейку.
- Проверьте наличие скрытых пробок. Если пробки видны, аккуратно открутите их.
- Если пробок нет, определите контуры технологических отверстий на верхней крышке.
2. Создание доступа к банкам
- Проколите крышку шилом в местах расположения банок.
- Постепенно увеличивайте отверстие до диаметра иглы шприца.
3. Замер уровня электролита
- Опустите иглу в отверстие и медленно извлеките её. Измерьте глубину от крышки до электролита.
- Определите уровень жидкости относительно пластин. Он должен составлять 12-15 мм выше пластин.
4. Долив дистиллированной воды
- Наполните шприц дистиллированной водой.
- Вводите воду в банки небольшими порциями, проверяя уровень после каждого добавления.
- Убедитесь, что вода не превышает уровень, определенный ранее.
5. Перемешивание электролита
- Закройте отверстия временными пробками и аккуратно встряхните аккумулятор.
- Дайте электролиту отстояться 15-20 минут.
6. Финальная проверка
- Убедитесь, что уровень жидкости в каждой банке соответствует норме. При необходимости долейте воду.
- Закройте отверстия герметиком.
7. Зарядка аккумулятора
- Подключите аккумулятор к зарядному устройству.
- Установите ток заряда на 10% от емкости батареи (например, для 60 А·ч ток составит 6 А).
- Заряжайте до достижения напряжения 14,4 В.
Что ожидать после восстановления
После процедуры восстановленный аккумулятор:
- Сможет удерживать заряд, обеспечивая запуск двигателя.
- Прослужит некоторое время, но его емкость будет ниже заводской.
- Подойдет для эксплуатации в умеренных условиях, но может плохо работать в сильные морозы.
Часто задаваемые вопросы
1. Можно ли восстановить полностью разряженный аккумулятор?
Да, если пластины не осыпались, а банки не замкнуты.
2. Насколько безопасно вскрывать необслуживаемый аккумулятор?
При соблюдении всех мер безопасности риск минимален.
3. Как определить, что аккумулятор восстановлен?
Проверьте напряжение на клеммах (12,6-12,8 В) и плотность электролита (1,27 г/см³).
4. Сколько времени займет восстановление?
Процесс долива воды, перемешивания и зарядки занимает около 10-12 часов.
5. Как долго прослужит восстановленный аккумулятор?
Срок службы зависит от степени износа батареи и может варьироваться от нескольких месяцев до года.